С 24 июня 2014 года вступил в силу федеральный закон под №171-ФЗ. С помощью данного документа внесены поправки в Земельный кодекс и ряд других нормативных актов. Для собственников земельных участков наиболее актуальны изменения, коснувшиеся Земельного Кодекса РФ. Речь идет о тексте, опубликованном в ст. с 39.4 по 39.16. В этом разделе документа перечислены особенности приобретения и оформления в собственность земельных участков для физических и юридических лиц.
В ст. 39.4 говорится о том, что стоимость участка земли, который принадлежит государству, будет определена в результате проведения торгов, то есть аукциона. Даже если частное лицо или организация участвуют в торгах в «гордом одиночестве», то торги будут признаны состоявшимися. Участок земли в этом случае продается представителями муниципалитета или государственных органов по цене, объявленной в начале торгов. Если же продажа территории производится без аукциона, то ее стоимость определяется в соответствии с законодательством органами местного самоуправления.
Важные изменения коснулись и ст.39.5 кодекса. В ней перечислены случаи, когда участок земли от государства может быть передан юридическому или физическому лицу бесплатно. Из текста закона следует, что участки земли предоставляются для определенных целей, то есть на данной территории частные лица и организации обязуются осуществлять сельскохозяйственную деятельность.
В ст. 39.6 перечислены условия, при которых участок земли может быть предоставлен в аренду. Договор между арендатором и государством может быть заключен после аукциона или без проведения торгов. Логическим продолжением данной статьи является ст. 39.7, которая определяет, на каких условиях и в каком размере арендаторы будут платить каждый месяц арендную плату за эксплуатацию угодий.
Следующая статья, под №39.8, определяет сроки, условия пролонгации и особенности аренды участков земли как частным лицами, так и различными организациями. Статьи 39.9 и 39.10 определяют случаи, когда возможно предоставление территории в безвозмездное и бессрочное использование физическим и юридическим лицам. Однако, не стоит забывать, что земля все же остается в государственной собственности и предоставляется только для использования по назначению, но не для совершения купли-продажи территории.
Статьи под номерами с 39.11 по 39.16 регулируют порядок и правила проведения торгов (аукционов), процедуру передачи территорий, а также обстоятельства, на основании которых может быть отказано в предоставлении участка земли без проведения торгов. В целом можно сказать, что данный нормативный акт совершенствует механизм, при котором организации и частные лица могут покупать, брать в аренду или получать бесплатно участки земли у государства. Законодательная база стала совершеннее, следовательно, операции с участками земли стало совершать гораздо легче с юридической точки зрения.